понедельник, 27 июля 2009 г.

Художественный Перевод

Открытие новых горизонтов личностно-углубленного видения мира все же не перечеркивает ценности традиционных профессиональных навыков. Художественное образование остается академическим и нерасположенным к широкому внедрению теории, основанной на идеях первостепенного развития творческого воображения и «игровых» навыков. Однако в условиях утверждения постмодернистской концепции «реализма без берегов» само понятие фигуративного искусства приобрело другое содержание. Хотя реалисты не тяготеют к эксцентричным, с их точки зрения, новациям, но эксперименты молодых художников воспринимают довольно толерантно, отдавая надлежащее таланту и оригинальности художественного высказывания. Благодаря этим мастерам сохраняются традиционные методы работы маслом и акрилом, привычки точного рисунка, умение строить на бумаге и полотне пространственную глубину со всеми впечатляющими деталями динамической световой и воздушной среды.

В группе харьковских реалистов, «последних из могикан», которые связывают времена и поколения, заметное место в девяностые года принадлежало тем, кто оставался верным педагогическому призванию и работал в Художественно-промышленном институте (ныне Харьковская государственная академия дизайна и искусств), Художественном училище, Художественной школе им. И.Ю. Рєпіна. Это такие известные живописцы, как С.Беседин, И. Кабиш, Б. Колесник, А. Константинопольский, В. Лозовий, О. Пронін, В. Сизиков, О.Хмельницкий, В. Шаламов, график Е. Єгоров, скульптор Ю. Морозов. Прежде всего, их объединяла верность профессионализму и реалистической традиции, которые одновременно не исключают разности их стилевых вкусов.

В неопровержимой истине, что не существует готовых рецептов мастерства, убеждает творчество современных мэтров искусства Харькова, которые находятся на вершине своего рода «табеля о рангах» и привлекают многих украинских и заграничных коллекционеров. Среди них такие признанные мастера, как графики О. Вяткін, Г. Галкин, О. Мартинець, С. Грамотный, И. Стаханов, живописцы О. Глухих, В. Гольба, Е. Жердзицький, Г. Коробов, Г. Мариниченко, Ю. Савченко, И. Селищев, З. и К. Таньпетери, Г. Тищенко, скульпторы Л. Бавер, Л. Жуковская, М. Овсянкін, О. Табатчиков, П. Юрченко, С. Якубович, И. Ястребов, художники театра Г. Батій, Т. Медведь, Н. Швец - постоянные участники выставок ХО НСХУ.

Путь к успеху и творческому самоопределению для молодого поколения мастеров не похож на проторенную колею, а преисполнен работы, сомнений и, конечно, все еще остается открытым для новых свершений. Это круг ярких индивидуальностей, куда входят живописцы В. Сурок, Ю. Вінтаєв, В. Ганоцький, О. Єрофєєва, В. Ковтун, Т. и В. Лещенко, И. Моргунов, В. Панов, В. Погорелов, В. Сидоренко, В. Хмельницкий, В. Чаус, Н. Чернова, графики О. Векленко, М. Гнатченко, В. Шевченко, В. Чурсіна, скульпторы Л. и Ф. Бетліємські, С. Гурбанов, О. Овчарук, С. Сбітнєв, О. Сорудейкін, мастера декоративно-прикладного искусства Ж. Соловйова, Б. Пянида, Г. Чернова, В. Шаповалов и др. Настоящая преданность своему делу, понимание его истинной ценности направляет творческий поиск художников и является уроком для учеников и последователей.

В группе художников, которые не сомневаются в важности академической школы и вместе с тем готовых к смелым новациям, широкое признание получили харьковские художники: вице-президент Академии искусств Украины В. Сидоренко и народный художник Украины В. Ковтун. Реалистическую направленность их творчества определила серьезная профессиональная база. Лейтмотивом раннего творчества В. Сидоренка постоянная идея «чистой» красоты в оскорблении женщины или цветка, которые воплощают извечную тайну и иррациональные основы человеческого бытия.

Художник В.Ковтун щедрую частицу своего таланта посвятил жителям села, тем, «на ком земля держится». По словам поэта Б. Олейника, чтобы понять современную Украину, необходимо смотреть его картины. Независимо от жанра, в них оживает ясно ощутимое чувство пробуждения, выхода из длинного сна и мучительного оцепенения. Апогеем этого состояния является мощный звон православных церквей: то радостный, то тревожный (вариации картины «Звонарь»). Тема красоты и разнообразия материальных характеристик цвета и света, начерченная в его ранних роботах, постепенно приобретает новое, символико-знаковое развитие.

Однако можно с уверенность констатировать, что сегодня значимость традиционной школы изобразительного искусства постепенно снижается под нажимом постоянно расширяемых творческих контактов и новых задач, которые стимулируют обращение к модернистским, постмодернистским и постпостмодернистским идеям. Нередко даже те художники, которые владеют навыками реалистического мастерства, используют свои профессиональные наработки в создании престижных медиа-проектов, которые включают современные, совсем не реалистические приемы. Примером может служить международный резонанс, который получил проект В. Сидоренко «Жернова времени», представленный на венецианском Биеннале 2005 года. Суть этого масштабного и многопланового проекта связана с идеей мучительного противостояния человека и необратимого хода времени. В его воплощении были использованы элементы перформанса (практики массовых действий), которые позволяют зрителю ощутить себя полноправным участником захватывающего события.

В Харькове, как и повсеместно, заметный авторитет получили представители «альтернативного» искусства, противоположного академическому реализму. Среди них те, которых называют «шестидесятниками». Они образовали в советские времена замкнутую группу художников, творчество которых было под запретом или находилась «в тени» официального искусства. Художественные поиски представителей «альтернативного» искусства неоднозначны. Одни из них последовательно опираются на национальные традиции, другим ближе абстракционистские опыты начала ХХ ст., преломленные в русле собственных творческих задач (О. Желудь, В. Ленчин, В. Норазян, М. Попов, И. Яхін). При этом каждый из них выбирает свою меру наглядности и условности.

Динамическую группу представляют молодые, но уже профессионально зрелые художники, представители того поколения, которое сформировалось в бурной атмосфере девяностых годов. Постоянный поиск и тотальная переоценка не только реализма, а и так называемого «классического» модернизма с точки зрения актуального искусства, широкое использование новейших технологий (компьютера, фото- и видеотехники, коллажа и т.п.) является характерной чертой обогащения выразительных возможностей в искусстве этих художников. На стыке разных видов, техник искусства и сферы повседневности возникли и получили распространение инсталляции - пространственные композиции, смонтированные из фрагментов скульптур, живописи, витражей и предметов домашнего быта, игрушек, готовой одежды, а также технических приборов, станков и т.п.. Для харьковских художников, связанных с этой линией, все же принципиальным остается сохранение принципов станковизма. Главной целью художественных акций в стиле постмодернизма стало создание многомерного эстетичного и смыслового пространства с нетривиальными композиционными и синтаксическими решениями. В этом направлении успешно работают живописцы С. Алимов, В. Грицай, А. и Н. Побережные, витражист И. Легуцький, графики П. Маков, О. Кудінова, В. Стариков, театральные художники М. Кужелева, Т. Шигимага, скульпторы В. Кочмар, К. Мамедов, В. Пирогов, С. Сбитнев, О. Шевчук, керамісти Ж. Соловйова, И. и С. Фомичови и др.

В последние годы снова становится актуальным обращение к классическим образцам. Самые молодые художники, пока еще с небольшим стажем выставочной деятельности, доказывают своими работами, что потенциал реализма еще не исчерпан. Плодотворность их поиска определяется тем, что им удалось преодолеть шок от полной свободы творческого самоопределения и давления рынка, изжить в себе комплекс «неблагополучного прошлого» и претензий к нему. Все более актуальными становятся методы фигуративной живописи, перспективные в плане раскрытия богатства внутреннего мира человека, красоты явлений знакомого, «ближнего» плана. Равнодушие к глобальным проблемам и драматическим коллизиям «большого» мира, характерное для этой группы художников, угрожает чрезмерным измельчениям тематики, но вместе с тем активизирует нестандартные творческие поиски и находки, соизмеримые вниманию к сложным состояниям одинокой, мечтательной души. Потребность в глубоком самопознании приводит к поэтизации среды пребывания человека, лирической трактовке городских и сельских пейзажей и натюрмортов. Объектный репертуар не отличается особой оригинальностью, тем не менее, обнаруживает свежее восприятие мира, не отягощенное стереотипами. В живописи и графике молодых художников преобладают такие общие черты, как небольшой формат, неглубокое, условно трактованное пространство и вибрация света, энергия которого колеблется от мощных до едва заметных всплесков, тех, которые будто «под сурдинку» выходят из центра композиции. Отказ от масштабных обобщений и камерность искусства молодых художников отвечают мироощущению нашего современника, который стремится найти источники гармонии в самом себе.

Новейшие тенденции культуры Украины максимально полно выявились на харьковской почве. Современное изобразительное искусство Харькова убеждает в том, что процесс радикальных изменений и утверждение нового стиля эпохи возможен только в условиях плодотворного диалога между «старым» и «новым», между приверженцами реализма и формализма, тем более, что бывшие формы искусства подверглись заметной трансформации. Заметно расширился круг художников, которые стремятся освоить мифологические и библейские знания, народную мудрость. Суть творчества и его перспектив определяются возможностью восстановить гармонию человека с природой, развивать его духовный потенциал, совершенствовать общую среду жизни. В прошлое отходит необходимость раздвоения между собственным призванием и официальным заказом, исчезает сам дух официоза и пышной патетики. Но все-таки, как и когда-то, основными критериями качества произведения искусства остаются содержание - то, о чем говорится, и форма - то, как это говорится.

Главным показателем всей деятельности ХОНСХУ есть то, ради чего эта организация существует и создает - разнообразие художественной жизни города, поддержка высокой планки мастерства и профессионализма, соответствие уровня местного искусства национальному и мировому масштабу. Ее ощутимые успехи и жизнеспособность определяются уже неопровержимыми принципами равноправного содружества и творческого партнерства. Пристальный интерес к современному искусству Харькова украинских и заграничных коллекционеров, артменеджеров, агентов частных собраний и представителей государственных музеев, а также критиков и искусствоведов - это убедительный результат большой и плодотворной работы этой организации.

Discovering new limits of deep personal world-view does not underestimate the value of traditional professional skills. Artistic education remains academic and disinclined to introduction of theory based on ideas of primary development of creative thinking and `play` skills. Yet in the light of the assertion of postmodern`s concept of `boundless realism` the notion of figurative art has acquired another meaning. Though realists are not drawn towards innovations which are eccentric from their point of view, young artist`s experiments are taken with tolerance, giving credit for talent and originality of artistic expression. Thanks to these masters traditional methods of work with oil and acrylic, accurate painting skills, ability to create visual depth on paper and canvas with all its impressing details of dynamic light and air are preserved.

In the group of kharkiv realists, «the last of the Mohicans», which connect times and generations, an outstanding position belonged to those who remained devoted to their pedagogical vication and worked at the Institute of Arts and Industry (at present Kharkiv State Academy of Design and Arts), School of Arts, School of Arts named by I.Yu. Repin. These are such well known artists as S.Besedyn, I. Kabysh, B. Кolesnyk, А. Кonstantynopolskyi, V. Lozovyi, О. Pronin, V. Syzykov, О.Khmelnyckyi, V. Shalamov, Graphic artist E Yegorov, sculptor Yu. Мorozov. Uppermost they were bound with their loyalty to professionalism and realistic tradition, which at the same time do not exclude diversity of their style preferences.

The fact that there are no ready formulas of mastery is confirmed by the works of modern outstanding Kharkiv artists which are at the top of the `Table of Ranks` and attract many ukrainian and foreign collectors. Among them are such recognized masters as graphics О. Vyatkin, G. Galkyn, О. Мartynec, S. Gramotnyi, I. Stakhanov, painters О. Glukhikh, V. Golba, Е. Zherdzyckyi, G. Кorobov, G. Мarynychenko, Yu. Savchenko, I. Selyshchev, Z. and К. Тanpeter, G. Tyshchenko, sculptors L. Baver, L. Zhukovskaya, М. Оvsyankin, О. Таbatchykov, P. Yurchenko, S. Yakubovych, I. Yastrebov, theatre artists G. Batiy, Т. Меdved, N. Shvec, constant participants of - KONUAU exhibitions.

The way to success and creative self-determination for the young generationof masters does not look like a beaten track, it is full of labour, doubts and, of course, it is still clear for new achievements. It is a circle of outstanding individuals, among them are painters V. Surok, Yu. Vintayev, V. Ganockyi, О. Yerofeeva, V. Коvtun, Т. and V. Leshchenko, I. Morgunov, V. Panov, V. Pogorelov, V. Sydorenko, V. Khmelnyckyi, V. Chaus, N. Chernova, graphics О. Veklenko, М. Gnatenko, V. Shevchenko, V. Chursina, sculptors L. and F. Betliyemski, S. Gurbanov, О. Оvcharuk, S. Sbitnyev, О. Sorudeykin, masters of decorative and applied arts Zh. Solovyova, B. Pyanyda, G. Chernova, V. Shapovalov and others. Their true loyalty to their work, understanding its real value guides artists` creative search and is a lesson for apprentices and followers.

In the group of artists which do not doubt the importance of academic school but at the same time are ready for daring innovations kharkiv artists such as the vice-president of the Academy of Arts of Ukraine V. Sydorenko and People's Artist of Ukraine V. Kovtun have gained great authority. Realistic orientation of their creative work was defined by the thorough professional base. The leitmotif of V. Sidorenko`s early creative work was the constant idea of `pure` beauty in abusing a woman or a flower, implementation of eternal mystery and irrational foundations of human being.

Painter V.Коvtun devoted a significant part of his talent to villagers, `land keepers`. Poet B. Оleynyk said that in order to understand modern Ukraine one had to see his paintings. Regardless of the genre, a feeling of awakening after a long sleep and poignant stupor comes to life in them. The acme of this state is a powerful church bell-sounds, sometimes joyful, sometimes alarming (variations of the painting `Bellman`). The theme of beauty and diversity of material characteristics of color and light outlined in his early works gradually acquires a new, symbolic meaning.

Though one can claim with confidence that today the importance of the traditional school of picture graphics reduces gradually under pressure of constantly extended creative contacts and new tasks stimulating addressing ideas of modern, postmodern and postpostmodern. Often even those artists who have mastered realistic skills apply their professional drafts in creation of prestigeous media-projects which include modern, not realistic techniques. A good example is the international response caused by V. Sydorenko`s project `Time Millstones`, presented at the Venetian Biennale in 2005. The crux of this large-scale and complexproject is connected with the idea of the poignant conflict between the man and irreversible flow of time. Elements of performance (mass action practice) which allow the viewer to feel himself a full participant of the fascinating event were used in its implementation.

In Kharkiv, as everywhere else, `alternative` (as opposed to academic realism) art representatives have gained evident authority. Among them there are those called `people of the sixties`. In Soviet Union they formed a closed group of artists whose creative work was banned or `in the shadow` of the official art. Artistic search of representatives of the `alternative` art are varied. Some of them consequently follow national traditions, other prefer abstractionists of the beginning of the ХХth century, interpreted in the sphere of their own creative tasks (О. Zhelud, V. Lenchin, V. Norazyan, М. Popov, I. Yakhin). Each of them chooses his own measure of obviousness and conventionality.

Dynamic group is represented by young but professionally mature artists, representatives of the generation formed in the violent atmpsphere of the 90`s. Constant search and total revaluation of not only realism but also of the so called `classic` modernism from the point of view of actual art, broad use of brand new technologies (computer, photo and video equipment, collage, etc.) are characteristic features of enrichment of expressive abilities in these artists` art. On the junction of different kinds, techniques of art and the sphere of everyday life there appeared and became widespread installations, space compositions made of parts of sculpture, painting, stained glass and family life, toys, readymade clothes, technical instrument, machines, etc.. for Kharkiv artists supporting this line it is still of vital importance to preserve principles of easel painting. The main purpose of postmodern artistic actions is creation of multidimentional esthetic and sense space with nontrivial compositional and syntactic solutions. Such painters as S. Alymov, V. Grycai, А. and N. Poberezhnye, stained-glass painter I. Leguckyi, graphic painters P. Makov, О. Кudinova, V. Starykov, theatre painters М. Кuzheleva, Т. Shygymaga, sculptors V. Коchmar, К. Maмеdov, V. Pyrogov, S. Sbytnev, О. Shevchuk, ceramists Zh. Solovyova, I. and S. Fomychovy and others fruitfully work in this field.

In recent years addressing classic standards becomes actual again. The youngest artists with little experience of exhibition activity prove with their works that realism`s potential has not been exhausted yet. Fruitfulness of their search is proved by their ability to overcome the shock caused by complete freedom of artistic self-determination and market`s pressure, to get rid of their `unhappy past` complex. Methods of figurative painting are becoming more and more actual, perspective in the way of discovering the riches of man`s internal world, of beauty of familiar, `close` plan. Indifference towards problems and dramatic collisions of the `big` world characteristic of this group of artists is dangerous because of excessive splitting of subjects but at the same time it activates original creative seearch and findings, comparable with attention paid to complicated states of a lonely dreamy soul. Need for thorough self-actualization leads to poetizing human environment, to lyric interpretation of town and country landscapes and still lives. Object repertoire is not very original but it shows fresh world perception without stereotypes. In paintings and graphics of young painters such common features prevail as small format, shallow, nominal space and light vibration. Its energy varies from powerful to hardly noticeable bumps, thouse which come out of the centre of the composition as if on the sly. Refusing large-scale generalization and young artists` chamber art correspond world perception of our contemporary who is eager to find the source of harmony in himself.

Комментариев нет:

Отправить комментарий